Люди старшего поколения помнят, и не дадут соврать, что раньше по Селенге ходили корабли и наш Речной порт был довольно таки оживленным местом. Река была оживленной транспортной артерией. Вдоль берега передвигались речные трамвайчики, пристани которых до сих пор можно увидеть на набережной Селенги. Мерно гнали волну танкеры, везя топливо для прибрежных деревень и поселков. Даже пассажирские теплоходы были.
Перестройка и последующий кризис погубили судоходство на Селенге. Суда состарились, судостроительный завод, надежда и опора всего Байкальского региона, разорился. Цеха переоборудовали в торговые павильоны. Даже резка кораблей не спасла.
Какие суда ходили по Селенге
Про танкера, пассажирские теплоходы и трамвайчики уже писали в начале статьи, повторяться не станем. Были еще на подводных крыльях корабли, знаменитые «Ракеты», развивали приличную скорость и были гордостью речных пассажирских перевозок.
Еще были баржи. Баржи есть и сейчас, но сегодня они возят лишь добытый на Селенге гравий, а раньше возили разные грузы: лес, зерно, кукурузу. Даже крупнорогатый скот и баранов из Монголии для мясокомбината везли по реке.
Плавкраны и земснаряды чистили фарватер. На реке стояли бакены, обозначая фарватер, и все было по взрослому, профессионально и серьезно. До сих пор по берегам Селенги можно встретить знаки речной навигации, поржавевшие, заброшенные, забытые, они так и остаются немыми свидетелями былого величия.
Речной транспорт, на самом деле на много дешевле и рентабельнее железнодорожного, а пассажирские и прогулочные перевозки еще и в разы романтичнее.
До куда доходили корабли по Селенге
Вниз, по течению, корабли ходили до Байкала и по Байкалу до Бабушкина, Байкальска и Слюдянки.
В верх, по течению, сам не знаю, но лично видел танкера и пассажирские теплоходы на Чикое, а это за Новоселенгинском. Значит, и до Новоселенгинска можно было дойти по воде.
Бизнес идея про речное судоходство на Селенге
Селенга и сегодня остается крупнейшей рекой Бурятии, как и прежде вдоль реки живут люди, занимаются делами, ведут хозяйство. И если сегодня, или завтра, найдется человек или организация, которая возьмется за речное судоходство, она будет в плюсе.
Судите сами, навигация на Селенге начинается в мае и заканчивается в сентябре, перед нерестом омуля. За четыре месяца можно многое успеть, если пустить Ракету от Улан-Удэ до Иркутска, или прогулочный теплоход, то можно легко выйти и на международный уровень.
Можно речным трамвайчиком возить рыбаков от Улан-Удэ до Дубинино и Оймура по протокам Селенги, даже не выходя в сам Байкал. Или организовать круиз выходного дня: Утром в субботу выход из Улан-Удэ, проход по Селенге до Байкала, по Байкалу до Култушной или Байкальского прибоя, ночевка и в воскресение с утра в обратный путь. Это будет самое популярное приключение в Бурятии, поучаствовать в котором будут ехать люди со всех концов России.