Электронная подпись, в первую очередь нужна предпринимателям. Причем, начиная с того момента, как вы решили стать предпринимателем. Ведь без нее вы не сможете зарегистрировать ИП или ООО через портал Госуслуги. Даже дистанционно отчитаться в налоговой без электронной подписи у вас не получится.
Что нужно знать про электронную подпись
Есть три типа электронных подписей:
- простая,
- усиленная неквалифицированная и
- усиленная квалифицированная.
ИП и ООО лучше оформлять последнюю усиленную квалифицированную. Это самый защищенный вариант, и он имеет ту же юридическую силу, что и обычный автограф.
Благодаря электронной подписи получится сэкономить на печати, хранении бумаг и обслуживании принтера. Не придется самостоятельно бегать на почту, чтобы отправить оригиналы, или тратиться на доставку курьером. Не нужно долго ждать документы от контрагента: можно обменяться подписанными файлами онлайн за несколько минут.
Важно! Усиленную квалифицированную электронную подпись оформляют в налоговой. Заявку можно отправить онлайн. А вот за самой подписью придется прийти лично в подразделение, не забыв специальную флешку-токен.
Какую электронную подпись выбрать
ПЭП — простая электронная подпись
Такая подпись состоит из логина, пароля и проверочного кода, который обычно приходит на телефон, почту или через пуш-уведомления. Ее используют, например, когда подтверждают покупку в онлайн-магазине, заходят на сайт Госуслуг или в банковское приложение.
Сама по себе ПЭП не имеет юридической силы. Но стороны могут договориться считать ее аналогом автографа: это условие должно быть указано в договоре и подписано лично каждым участником сделки. Например, так происходит при подключении онлайн-банка к дебетовой карте. В офисе клиент заключает договор и в дальнейшем пользуется простой электронной подписью для совершения платежей и переводов.
Простая электронная подпись подойдет:
- Физическим лицам для посещения сайтов и входа в приложения, для подтверждения платежей в интернет-банке.
- Для электронного документооборота, если стороны официально признают такую подпись аналогом рукописной.
Кстати, САЙТ https://top-fon.com/ ПРО ФОНОВЫЕ КАРТИНКИ И ОБОИ ДЛЯ РАБОЧЕГО СТОЛА можно посещать без цифровой подписи, потому что все картинки и обои находятся в открытом досупе и готовы к использованию
НЭП — усиленная неквалифицированная электронная подпись
Такая подпись представляет собой связку из двух наборов символов: ключа электронной подписи и ключа проверки. Эти ключи уникальны и создаются с помощью особых программ шифрования. Поэтому НЭП считается более надежной, чем логин и пароль, которые проще украсть.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись хранится на особой флешке с защитой. По умолчанию НЭП не имеет юридической силы, но может считаться аналогом личной подписи, если стороны об этом договорятся.
НЭП подойдет:
- Для подписания документов на сайте налоговой.
- Для обмена данными внутри компании.
- Для документооборота с партнерами, если стороны лично подписали отдельное соглашение, в котором признали НЭП эквивалентом автографа.
КЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись
Единственная электронная подпись, которая изначально равноценна автографу. Любые документы, подписанные КЭП, приобретают юридическую значимость. Именно этот тип подписи чаще всего используют ИП и ООО.
Так же как и в неквалифицированной электронной подписи, комбинация символов создается с помощью специальных средств шифрования. Только в данном случае для генерации ключей используют программы, которые проверяет и сертифицирует Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
КЭП хранится на флешке, а для ее использования надо установить на компьютер дополнительную программу — «КриптоПро CSP».
Такая подпись подойдет предпринимателям с большим количеством клиентов, которые хотят уменьшить объем бумажной работы:
- Для подачи отчетности в налоговую, фонды и другие ведомства.
- Для полноценного обмена документами внутри компании.
- Для заключения сделок и подписания договоров с контрагентами без предварительных согласований подписи.
- Для участия в тендерах госорганов и госкорпораций.
- Для постановки онлайн-кассы на учет.
Как оформить электронную подпись
Простую электронную подпись выдают там, где она будет использоваться: обычно для этого авторизуются на сайте или в приложении, реже приходится лично посещать офис организации. Например, на почте по простой электронной подписи можно получать посылки без паспорта. Чтобы ее получить, нужно заполнить анкету онлайн и расписаться в ней лично в почтовом отделении.
Усиленную неквалифицированную электронную подпись можно получить самостоятельно на сайте налоговой: нужно зайти в личный кабинет в раздел «Профиль», выбрать «Получить ЭП» и заполнить форму заявки.
Оформить усиленную квалифицированную подпись получится только в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы. Вот что нужно сделать:
- Подать заявку онлайн. На сайте налоговой в личном кабинете ИП или ООО нужно выбрать «Заявление на получение КЭП». Оно сформируется автоматически.
- Купить токен. Это специальный защищенный носитель, на котором будет храниться электронная подпись. Токен должен быть сертифицирован Федеральной службой безопасности или Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России. Например, подойдут ESMART Token и JaCarta ГОСТ.
Получить подпись лично в налоговой. Понадобится паспорт, СНИЛС, ИНН и флешка-токен.
Сохранить статью в закладки