Главная цель всех коммерческих предприятий – это извлечение прибыли. Отсутствие маржи в течение нескольких отчетных периодов может привести к банкротству предприятия и его ликвидации, поэтому настолько важен своевременный анализ его деятельности. Основным финансовым показателем, который определяет наличие прибыли или убытка, является рентабельность.
Каким образом и для каких целей ее нужно считать?
Рентабельность определяется по сумме выручки и понесенных затрат за конкретный промежуток времени. Обычно этот показатель рассчитывается на основании статей из годовой Бухгалтерской отчетности, а именно Формы 2 «Отчет о финансовых результатах», но посчитать ее можно и за квартал и за месяц на основании учетных данных компании.
Порог рентабельности (другое название – точка безубыточности) – это цифра, при которой доходы равны расходам, т.е. ноль, компания не получила прибыли, но и не имеет убытка.
Своевременное определение точки безубыточности очень важно, так как позволяет вовремя принять управленческие решения и скорректировать объемы и цены продаваемой продукции, себестоимость производства, расходы и прочее.
Результат расчета может быть изучен в двух аспектах:
- Для оценки, анализа текущей деятельности и внесения своевременных корректировок в процессы;
- Прогнозирование доходности в будущих периодах деятельности, на основании полученного финансового результата.
Формула расчета предельно проста:
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка*100%
Полученный результат определяет сумму прибыли или убытка на количество реализованной продукции или оказанной услуги.
Формулы порога рентабельности немного сложнее, но позволяют оценить пороговые значения в денежном и натуральном (за единицу товара или услуги) выражении.
Наиболее информативными данные будут при оценке показателей за несколько последовательных периодов (помесячно, поквартально, за несколько лет).
При отрицательной динамике нужно проанализировать статьи бухгалтерской отчетности, и принять решения для исправления текущей ситуации и получения доходности в последующих периодах. В этом случае может понадобиться анализ цен и предложений выпускаемой продукции на рынке, а также ее объемов, анализ всех видов расходов. Каждая фирма индивидуальна и необходимо найти те показатели, изменения которых приведут к увеличению маржи.
Как увеличить доходность организации?
Основные способы:
- Пересмотр цен и их изменение в сторону увеличения по всему ассортименту товара или его части;
- Сокращение постоянных и (или) переменных расходов.
Увеличение цены возможно только после анализа рынка продаваемых товаров или услуг, так как завышение цены относительно конкурентов может привести к уменьшению продаж. Эффективной стратегией в этом случае может быть система бонусов для покупателей, таких как доставка, накопительные карты, интернет-магазин, сервисные услуги.
Сокращение стоимости продукции через уменьшение расходов более сложный процесс, который первоначально может потребовать еще дополнительных вложений и ресурсов, например, закупка нового более современного оборудования, автоматизация производства, внесение изменений в оплату труда. Затраты возможно уменьшить за счет приобретения более дешевых материалов, если это не скажется на качестве готовой продукции.
В заключение резюмируем цель определения порога рентабельности продаж по чистой прибыли:
- Расчет данного параметра необходим для понимания результатов деятельности компании;
- Для прогнозирования будущей доходности;
- Для своевременной корректировки выручки или затрат;
- Для роста чистой прибыли предприятия.