Историю появления пассажирских автобусных перевозок в Вятке (нынешнем Кирове) можно считать образцом проб и ошибок. Шутка ли – полноценный запуск общественного транспорта удался местным властям лишь с шестого раза, а между первой и шестой попыткой прошло 26 лет! Три раза пытались еще до революции: в 1908 году инициативная группа купцов не получила разрешения на строительство конного трамвая, в 1909 году городская дума позволила запустить омнибусы, но предприятие через год обанкротилось, а в 1914 году было решено строить трамвайные пути, однако начавшаяся Первая мировая война спутала все карты.
Советская власть начала свою деятельность в Вятке далеко не с транспорта. Лишь в 1927 году почтово-телеграфная контора решила выпускать на городские маршруты собственные почтово-пассажирские автобусы в количестве двух штук. При всей неприспособленности такого транспорта и нерегулярности его движения проект показал себя прибыльным, но явно не справлялся с почтой и пассажирами одновременно, потому работал всего полторы недели. В следующем году власти приказали той же конторе купить и запустить уже сугубо пассажирский автобус, но и он курсировал через раз ввиду массового отсутствия нормальных дорог с твердым покрытием.
После двух неудачных попыток запустить трамвай (конный либо электрический) исторически первым общественным транспортом Вятки стал все же автобус – и троллейбус, и центральный таксопарк в Кирове появились еще позже, а трамвайные пути так никогда и не построили. В начале 1934 года было закуплено два автобуса, которые сразу же вышли на два маршрута, расходившихся в разные части города от главного вокзала. Транспорт ходил не слишком часто, зато стабильно – с 8 до 23 часов, и можно было не сомневаться, что рано или поздно он приедет. Заплатив полрубля, можно было преодолеть любое расстояние в пределах маршрута.
Даже в таком виде запуск общественного транспорта спустя 26 лет с момента первого предложения выглядел огромным прогрессом, но теперь город решил уже не останавливаться, а довести начатое до нормального вида. В течение года для Вятки докупили еще 6 единиц транспорта, в том числе и повышенной вместимости. За счет этого удалось расширить и график движения – теперь автобусы курсировали с 6.30 до 0.30 ежедневно, что впечатляет даже по сегодняшним меркам. Заодно поменяли и тариф, который стал зависеть от длительности поездки и рассчитывался по таксе 10 копеек за каждый километр.